Эта статья для предпринимателей, которые впервые решили продать компанию. Наверное, Вы слышали об этом, но что же это такое не представляете. Перед продажей нужно разобраться: что продается, из чего оно состоит?
Понятия «готовый бизнес» все еще нет в юридическом обиходе. Но его все равно активно применяют в странах, говорящих на русском в постсоветском пространстве. Им определяют малые или средние предприятия с устоявшимся производством, отлаженной системой реализации товаров или услуг. Другими словами – это предприятие с устойчивой экономической практикой, завершившее стартап. Зачастую этот термин употребляется при продаже, для более точного понимания покупателя о достижении предприятием определенного роста. Поэтому предприятие не нуждается в больших инвестициях для запуска — окупаемость начнется уже после покупки. Объектами продаж считаются бизнесы до 1млн.$. Для большей стоимости уже характерно слияние либо поглощение.
Объект готового бизнеса — это комплекс материальных и нематериальных активов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности. Покупка готового бизнеса предоставляет покупателю объекта возможность приступить к работе сразу же после заключения сделки купли-продажи. В конкретном случае перечень активов может меняться. Определяется это продавцом или брокером индивидуально для каждой сделки.
Материальные активы – это находящиеся в собственности предприятия оборудование, товарные запасы, материалы на складе, денежные средства на расчетном счете и т.п. Также к материальным активам относятся здания и помещения, если они находятся в собственности предприятия, а не в аренде. Например, фитнес клуб 300 м2 стоимостью 3,9 млн. руб. Оборудован всем необходимым, имеется огромная база клиентов. Располагается в арендованном помещении. Есть 4 клубные зоны. Разумеется, если б помещение было не арендным – цена была б значительно выше.
Нематериальные активы — право на аренду помещения, сайт организации, налаженные торговые-процессы, отношения с сотрудниками предприятия, поставщиками, покупателями и т.п. Если у фирмы достаточно качественных нематериальных активов – его стоимость сильно возрастает. Например, салон красоты с возможностью оформления медицинской лицензии стоит 3 млн. руб., а салон с лицензией от 6,8 млн. руб. Это учитывая их примерное местонахождение и оборудование. Данный фактор можно наблюдать в любых отраслях, связанных с продажей. А что же необходимо для начала продажи – рассмотрим в других статьях. Как установить правильную цену, хорошо показать компанию, другие важные нюансы — мы посвятим целые публикации.
Каждая сделка — индивидуальна. Она имеет свои активы и факторы. Каждый для себя выбирает сам: нужно ли обращаться к бизнес-брокерам? Нужен ли ему профессиональный помощник при оформлении сложной и стоящей сделки? Ведь это не лишнее, а наоборот необходимое.
В идеале, права на все материальные и нематериальные активы должны быть подтверждены юридическими документами: договором купли-продажи оборудования, аренды помещения, трудовыми договорами с сотрудниками, договорами с поставщиками и покупателями, договором о регистрации домена и т.д. На практике у продавца часто нет правоустанавливающих договоров на некоторую или на значительную часть нематериальных (чаще) или материальных активов предприятия. Например, отношения с поставщиками товара строятся без долгосрочного договора. Тут брокер поможет с продажей бизнеса. Но цена компании может быть выше, если все активы имеют юридическое подтверждение.
В реальности, права на разные активы могут быть юридически оформлены на разные субъекты. Например, сайт может быть зарегистрирован лично на собственника, а оборудование на принадлежащее ему ООО. Важно, что при продаже готового бизнеса все эти активы продаются как единый комплекс, а правильное оформление сделки купли-продажи со всеми тонкостями — работа бизнес-брокера.
«Готовым бизнесом» может быть убыточное предприятие, хотя цена прибыльного бизнеса конечно выше. Своевременная, а главное опытная помощь брокера – гарантия отсутствия всевозможных неожиданностей, а также успешное оформление сделки с максимальной выгодой.